Риски крупнейшего портового проекта на Балтике
Риски крупнейшего портового проекта на Балтике
Под завершение 2021 года произошло утверждение долгожданного и значимого в отечественной сфере грузоперевозок проекта под названием «Приморское УПК». Возведение портового комплекса таких масштабов одобрено на федеральном уровне и причисляется к наиболее внушительным инвестиционным намерениям на всей Балтике. Но не все так гладко: некоторыми экспертами выражаются обоснованные сомнения, что комплекс уже с момента своего запуска столкнется с рядом рисков, которые будут негативно влиять на его деятельность. К таким факторам относят нестабильное поведение мировых рынков и ожидаемая трансформация транспортных потоков в их глобальных размерах.
Что войдет в состав проекта
Воплощение проекта позволит появиться в Балтийском бассейне глубоководному портовому комплексу, перерабатывающему по 65 млн. т грузов за год. Здесь будут обрабатываться морские корабли крупной тоннажности, имеющие вместимость:
-
до 150 000 т (используемые для перевозки насыпных, генеральных грузов и техники),
-
до 200 000 т (транспортирующие товары в контейнерах).
Инициаторы проекта (ФГУП «Росморпорт» и ООО «Приморский универсально-перегрузочный комплекс») заявляют, что планируется применение новейших погрузочно-разгрузочных систем, а также систем по размещению и перевалке насыпных видов грузов, с использованием технологий закрытого типа, предотвращающих запыление и шум.
Риски сферы контейнерных перевозок
По мнению члена правления Гильдии НП «ГПУ ВЭД «ГЕРМЕС» Юрия Ковалева, риски связаны с ориентацией комплекса на переработку контейнеров, составляющих 46% от всего запланированного грузооборота. При сегодняшнем профиците и недозагруженности контейнерных мощностей в портах Балтики некоторые терминалы отказываются от контейнеров в пользу иных видов грузов. Такая ситуация отмечается, например, в кронштадтском порту «Моби Дик».
Даже при насущной волотильности контейнерооборота в ведущих морских мировых портах ситуация может и поменяться спустя 10 лет, когда Приморский терминал построят. Юрий Ковалев не видит предпосылок для роста количества контейнерных перевозок сборных грузов по России. По его мнению, переработка контейнеров в портах уже сейчас достигла своего пика.
Выражает свое беспокойство и руководитель Проекта «Дорн» Андрей Карпов, сосредоточенный на вопросах регионального развития в увязке с вопросами транспорта и логистики. Он видит зарождение общей трансформации глобальных потоков транспорта, особенно в контейнерах. Меняющаяся кардинально ситуация разделяет мир на макрорегионы. Внутри них перемещение товаров в контейнерах продолжит расти, а вот сообщение между макрорегионами замрет на существующем уровне или начнет снижаться.
Специалисты сходятся лишь в одном: оптимистичные условия по функционированию «Приморского УПК» может создать вынос существующего морского терминала из Санкт-Петербурга.