Санкт-Петербург:
(812) 425-40-80 sale@spb.sherl.ru
Обратный звонок
Рассчитать стоимость
Online заказ
Отследить груз

Причины дефицита отечественных контейнеров для перевозки грузов

Причины дефицита отечественных контейнеров для перевозки грузов

Несмотря на непростую ситуацию в отечественной логистике, контейнерные перевозки продемонстрировали прирост на 3,5% по сравнению с началом года. Однако производство контейнеров в России до сих пор неразвито, а участники рынка предпочитают покупать для перевозки грузов жд транспортом тару в Китае, потому что так выгоднее. В то время как отечественное производство не перестает ждать поддержки на государственном уровне.

Конкуренты из Китая не дремлют

На данный момент российские предприятия в основном специализируются на изготовлении полувагонов. Сфера производства отечественных контейнеров очень локальна, и готовая продукция не выдерживает конкуренции с китайской тарой. Одна из главных причин, по которой конкурировать сложно — высокая себестоимость российских контейнеров по сравнению с китайскими.

Стоит отметить, что Китай обеспечивает контейнерами практически весь мир — существующий парк на 95% состоит из китайской продукции. Причина такой востребованности — низкая стоимость, которую производители могут предложить благодаря таким факторам, как:

  • государственные субсидии на металл,
  • дешевое сырье и электроэнергия,
  • дешевая рабочая сила.

Нашим предприятиям все перечисленные преимущества пока недоступны. И ежегодно они выпускают только порядка 10 тыс. контейнеров, в то время как в обороте находится около 800 тыс. единиц.

С весны рост производства отечественной тары немного увеличился, и проблема дефицита стоит уже не так остро. Но происходит это благодаря именно азиатским производителям, продукция которых постепенно занимает освободившуюся после ухода мировых контейнерных операторов нишу. Заводы в Китае работают, начиная с 2021 года, в три смены.

Российские производители тоже ждут поддержки от государства. И она была анонсирована в апреле текущего года.

Предлагаемые меры:

  • льготные кредиты,
  • компенсация затрат на научно-исследовательские работы,
  • компенсация затрат на опытно-конструкторские работы.

Субсидирование, подобное тому, что доступно китайским предприятиям, пока еще только обсуждается. Стоимость сырья для российских заводов все так же высока.

В России есть только один крупный производитель, мощности которого позволяют закрыть потребность хотя бы по части 20-футовых универсальных контейнеров. Но при этом основная их часть все равно завозится из КНР. Если доставлять китайский контейнер с попутным грузом, он обойдется дешевле, чем продукция российского завода. А снизить цену отечественное предприятие не может, потому что стоимость металла и комплектующих не позволяет этого сделать.

Стоит ли развивать российское производство контейнеров?

О целесообразности налаживания масштабного процесса изготовления размышляют многие специалисты. И некоторые из них приходят к выводу о том, что, возможно, подобное производство не нужно. Ведь для выхода на серьезный уровень потребуется несколько лет. И такие сложности объективно никому не нужно, когда есть возможность приобретения относительно недорогой тары в Китае. Поставка занимает около 1-2 месяца. А условия для выхода российской продукции на мировой рынок пока нет по геополитическим причинам.

Есть смысл развивать свое направление изготовления специализированных контейнеров под определенные виды грузов. Но даже это будут объемы, не сопоставимые с теми, что предлагают азиатские заводы.

Одних субсидий мало

Чтобы российские производства могли снизить степень зависимости от китайской продукции, потребуется целая система мер. Нужен возврат таможенных пошлин, снижение количества выгод для зарубежных компаний и увеличение субсидий для своих, регулирование цен на сырье внутри страны и пр.

Специалисты говорят о том, что одного только субсидирования недостаточно. Нужно развивать рынок грузовой базы и оказывать поддержку на государственном уровне.


Возврат к списку