Санкт-Петербург:
(812) 425-40-80 sale@spb.sherl.ru
Обратный звонок
Рассчитать стоимость
Online заказ
Отследить груз

Почему тарифы на перевозку сборных грузов по ж/д так резко выросли?

29.03.2024

Почему тарифы на перевозку сборных грузов по ж/д так резко выросли?

С началом 2024 года отчетливо обозначилась проблема с отправкой грузов в контейнерах по железной дороге с запада на восток страны. Заполненная товарами контейнерная тара простаивает в ожидании отправки, тарифы на перевозку грузов контейнером по ж/д увеличиваются день ото дня. Экспертное сообщество прогнозирует и рост стоимости товаров первой необходимости в магазинах Дальневосточного федерального округа (ДФО).

Причина сложившейся ситуации — экспортные отправки угля вне очереди с перевалкой в дальневосточных портах. По поручению президента правительство РФ реализует задачу увеличения экспорта ископаемого топлива в азиатские страны. Однако пропускная способность дальневосточных портов ограничена: уголь отправляется вне очереди, в то время как контейнеры с другими товарами — временно «в отставке». Некоторые варианты контейнерной отправки таких товаров еще сохраняются, но цена на перевозку увеличивается буквально каждый день.

Откуда «растут ноги»?

Первые «звоночки», предупреждающие о возможном коллапсе в сфере железнодорожных контейнерных перевозок, прозвучали еще декабре 2023 года. Уже тогда было понятно о надвигающейся проблеме. После новогодних каникул ситуация обострилась — в феврале коллапс масштабировался. Поэтому и в марте никто не ждал положительного исхода, и сейчас, во второй половине марта, потенциала решения проблемы никто не видит.

После новогодних праздников в очереди на отправку стоял 201 поезд. 80 из них пребывали в очереди на этот момент уже более двух недель. В начале 2023 года таких контейнерных поездов было всего 12.

С московского ж/д-узла в феврале в направлении Дальнего Востока были отправлены еще только те поезда с контейнерами, которые должны были уехать в январе. Терминалы забиты, а срок ожидания на отправку составляет в лучшем случае 4 недели. Все это вынуждает перевозчиков поднимать тарифы на перевозку сборных грузов ж/д-контейнерами.

При этом в «РЖД» не торопились называть истинную причину задержек и заявляли о трудностях в связи с аномальными холодами и обильными снегопадами. Безусловно, эти природные явления не могли не оказать негативного влияния, но, очевидно, не были главными причинами затора. И теперь уже в партнерской рассылке «РЖД» прямо указано, что задержка связана с нехваткой железнодорожного оборудования и локомотивных тяг.

Всему виной уголь?

Цены угля на мировом рынке серьезно увеличились, ввиду чего руководством страны было принято решение усилить экспортные объемы этого ископаемого. Президент поручил главе правительства и руководству ОАО «РЖД» спланировать вывоз угля на экспорт из Бурятии, Якутии, Тывы, Хакасии, Иркутской и Кемеровской областей. Однако план был сведен к тому, что в «РЖД» просто отодвинули в очереди поезда со всем другими товарами, продвинув вперед составы с углем. Все перемещение сборных грузов в контейнерах в западной части страны буквально поставлено на «стоп» — грузы накапливаются, контейнеры пока еще есть, но заказ-наряды в «РЖД» не согласуют.

Некоторые возможности контейнерных отправок пока еще сохраняются, но они очень ограничены, а стоимость тарифов растет — за две недели в 1,5-2 раза. Альтернативный вариант отправки товаров в контейнерах — автотранспортом. Груз доедет быстрее, но стоимость транспортировки будет непомерно большой, поэтому к такому методу прибегают только те грузовладельцы (их единицы), у которых нет иного выхода.

Старт роста стоимости угля на мировом рынке в третьем квартале 2023 года в связи с повышением спроса на него в Индии и Китае, а также решение поставить экспортные поставки угля в приоритет — это и есть причины возникновения коллапса в контейнерных ж/д-перевозках с начала 2024 года.

Рост цен на товары в торговых точках ДФО неминуем

Сложившаяся ситуация задевает интересы не только предпринимателей и организаций, но и простых граждан, проживающих в Дальневосточном федеральном округе: товары с запада страны задерживаются, а по прибытии становятся еще дороже, чем обычно.

Своей очереди на отправку из Москвы на Дальний Восток сейчас ожидают многочисленные контейнеры с товарами первой необходимости. А если контейнеры копятся на западе страны, значит, в скором времени их станет не хватать и для обратной отправки — с востока. Пока еще какие-то грузы отправляют в полувагонах из-под угля, но этой меры явно недостаточно.


Возврат к списку