Санкт-Петербург:
(812) 425-40-80 sale@spb.sherl.ru
Обратный звонок
Рассчитать стоимость
Online заказ
Отследить груз

История появления первых грузовых автомобилей

01.09.2023

История появления первых грузовых автомобилей

В современном мире перевозка сборных грузов автотранспортом не является чем-то удивительным, ведь грузовики применяются повсеместно. Но в начале 20-го века сложно было даже представить, что сфера автомобильных перевозок получит такое мощное развитие.

Первые грузовики — из Европы

Коммерческий автомобиль для грузоперевозок — следующая стадия обычного легкового авто. Именно в этом направлении и развивали свои первые автомобили европейские инженеры. По сути, грузовик — это основа от легкового авто, с установленным на нее кузовом. Звучит относительно просто, но на деле реализовать с первыми автомобилями такую конструкцию было невозможно из-за их малой мощности. Они могли перевозить двух пассажиров со скоростью не более 15-20 км/ч. Но тем не менее, именно первые легковые автомобили — та база, на которой развивалось конструирование грузовых моделей

Стоит отметить, что первые автомобили были разработаны Карлом Бенцем и Готлибом Даймлером независимо друг от друга в конце 19 века.

В 1895 году Карл Бенц представил автомобиль под названием «Motorwagen», который считается первым серийно произведенным авто в мире. Однако, в то время это была машина с открытым кузовом, которая могла перевозить несколько пассажиров, но не была специализированным грузовым автомобилем.

Готлиб Даймлер — немецкий инженер, конструктор и промышленник, который в паре с Майбахом сконструировал двигатель внутреннего сгорания, карбюратор, запатентовал первый мотоцикл, а позже, в 1892 году, сделал и продал первый автомобиль. Даймлер был известен своими исследованиями и разработками в области двигателей внутреннего сгорания, что впоследствии стало ключевым компонентом в автомобилестроении.

Именно Даймлер считается прародителем грузового авто, которое имело вид самоходной тележки — вместо пары лошадей в ней использовались два цилиндра. И визуально такая конструкция мало чем отличалась от повозки, но у нее была усовершенствованная подвеска, а управлялась она рулевым колесом, вал которого располагался строго вертикально. Со временем грузовик модернизировался — увеличенная мощность позволяла перевозить уже до 5 т груза, а двигатель перенесли в переднюю часть (под сиденье водителя), была улучшена трансмиссия, объем двигателя увеличился до 2,2 л. В таком виде изобретатель мог уже вывести свое детище на широкий рынок, но грузовики не торопились приобретать. В 1897 году Даймлер продемонстрировал свое изобретение на сельскохозяйственной выставке, после чего их стали приобретать владельцы кирпичных заводов и пивоварен. Но в целом производство все еще было штучным. Так, в 1901 г. в Германии было 16 производителей, которые выпустили в год только 39 автомобилей. Но уже в 1910 г. Daimler-Motoren-Gesellschaft (DMG) поставила на рынок свыше 1000 грузовиков.

Первые грузовые авто в США

Первые грузовые автомобили в США были разработаны и произведены в конце 19 века. Они представляли собой примитивные и экспериментальные транспортные средства, которые заложили основы для развития грузовой автомобильной индустрии. До 1900 года доминировалаперевозка грузов ж/д-транспортом, но она была неудобна тем, что доставка осуществлялась только в центральные города.

Одной из первых автомобиль сделала компания Winton Motor Carriage Company. В 1899 году она выпустила первый коммерческий грузовой автомобиль в США. Эта машина имела грузовую платформу, установленную на шасси автомобиля Winton. Он был оборудован 2-цилиндровым двигателем и имел небольшую грузоподъемность.

С появлением двигателя внутреннего сгорания, работающего на бензине, усовершенствованием трансмиссий, переходом от цепных передач к зубчатым и развитием комбинации трактор/полуприцеп, перевозки грузовым транспортом приобрели большую популярность.

Годы Первой мировой войны (1914-1918) стимулировали рост использования и развития грузовых автомобилей. Именно в эти годы Рой Чапин разработал пневматические (накачанные) шины, которые можно было использовать на дальние расстояния. Двумя производителями грузовых автомобилей, появившимися в это время, были White и Mack. К 1920 году на дорогах Америки насчитывалось более миллиона грузовиков.

Производство первых грузовых автомобилей в России

В России первые грузовики назывались «моторные телеги». Первым, кто представил грузовую модель, был изобретатель и предприниматель Петр Фрезе. Эта была машина, собранная из комплектующих французского производства (компании De Dion Bouton), грузоподъемностью 960 кг. Она ехала со скоростью до 22 км/ч. Было несколько моделей и вариаций автомобилей (в том числе и для пассажирских перевозок), но в 1908 году «Фрезе и Ко» приостановила производство грузовиков.

Между тем, на рынке были автомобили и других отечественных компаний, также занимавшихся сборкой из комплектующих зарубежного производства. К ним относятся фургоны «Дукс» и грузовые авто «Леснер». Но они не были популярны.

К 1913 году автомобильный парк России занимали преимущественно немецкие модели — их было более 80%. Машины американского и европейского производства составляли 15%, а авто российской сборки из импортных комплектующих — только 3%. Государство в то время не поддерживало отечественный автопром, а для импортных автомобилей ввозные пошлины были минимальными (постарались немецкие лоббисты). Зато пошлины на ввоз комплектующих были достаточно высокими, поэтому даже собирать машины было экономически не очень выгодно. Кроме этого, экономическая ситуация в стране после русско-японской войны и революции 1905 года не располагала к тому, чтобы развивать машиносроение — компании закрывали свое производство.

Первая мировая война показала необходимость наладки отечественного производства грузовиков. В феврале 1916 года было принято решение открыть 6 заводов, но на деле удалось реализовать только 2 проекта.

Один из них — завод «Автомобильного Московского Общества» (АМО), где планировали собирать грузовые итальянские авто FIAT 15 Ter для нужд армии. Но по мере реализации плана стало понятным, что военным не подходит такая модель. Нужны были доработки.

1 января 1917 года был представлен проект модели «АМО» тип «Ф», для которого также требовались итальянские комплектующие, но итальянцы не смогли их поставить, поэтому проект так и не был реализован.

Гражданская война стала для завода «АМО» сложным периодом, когда о производстве речи не было, и предприятие выполняло роль автомастерской. А затем уже встал вопрос необходимости разработки полностью отечественного (уже советского) автомобиля. За основу был взят проект «АМО-Ф». Его доработали, и в ноябре 1924 года выпустили предсерийную партию — 10 грузовиков. На базе «АМО-Ф-15» выпускали несколько модификаций автомобилей.

Второе предприятие, работающее в сфере производства грузовиков (из шести запланированных), было открыто в 1916 году в Ярославле. На нем планировали собирать Crossley 20/25HP производителя Crossley Motors, но комплектующих так и не дождались. Октябрьская революция также сказалась на судьбе предприятия — оно было переименовано в Завод №1 Центрального управления государственных автомобильных заводов (ЦУГАЗ) и во времена Гражданской войны функционировало как автомастерская. В 1925 году здесь была собрана первая партия грузовиков Я-3 на базе «Уайт-АМО» (выпускали до 1928 года, заменили на модель Я-4).

Последующие годы индустриализации потребовали создания грузового транспорта совсем другого типа, но это уже история, не связанная с первыми грузовиками.


Возврат к списку