Пятый пакет санкций и грузоперевозки Северо-Запада
Пятый пакет санкций и грузоперевозки Северо-Запада
В пятом санкционном пакете от правительства стран Евросоюза по отношению к России находятся позиции, напрямую затрагивающие транспортную деятельность в Северо-Западном Федеральном округе.
Санкции вылились в запрет импортируемого из РФ угля, который в основном поставлялся посредством портовых терминалов Усть-Луги, Высоцка, Выборга, Калининграда и Санкт-Петербурга. Второе ограничение не позволяет больше ни судам, ни операторам из России заходить в гавани европейских стран. Третьим пунктом стал запрет на работу в странах ЕС автомобильных грузоперевозчиков из Беларуси и РФ. Эксперты сходятся во мнении, что данные ограничения существенно ухудшат положение дел в портах Ленинградской области, а также повлекут за собой перестроение схем доставок автомобильным видом транспорта.
Беда у каждого своя
Запрет на вывоз угля в страны ЕС на разных портах отразится по-разному. Так, порт Санкт-Петербург еще в феврале практически прекратил перевалку данного горючего, а у Калининграда процент переработки угля составляет всего 4,4%. В Ленобласти ситуация иная, и там поставки угля велись в приличных объемах:
- Усть-Луга — 42 млн. т за прошлый год (38% от всех перерабатываемых грузов),
- Выборг — 455 тыс. т (соответственно 42%),
- Высоцк — 4,3 млн. т (соответственно 22%).
Посредством портовых терминалов СЗФО уголь доставляется в страны Ближнего Востока, Северную Африку и иные государства, это кроме стран-участниц ЕС. Конкретики в цифровых показателях пока мало, так как не ясна ситуация с уже заключенными контрактами по экспортной деятельности. Однако, большинство экспертов сходятся во мнении, что вводимые санкции существенно затормаживают внешнеэкономическую деятельность гаваней Ленобласти.
Не санкциями едиными
Экспертные лица также отмечают и существенное влияние не столько принимаемых ЕС санкций, сколько уклонения крупных морских компаний-логистов от перевозок российских товаров. Добровольный выход из «игры» таких крупных организаций, как Maersk, Evergreen, ONE и Hapag, и вводимые ограничения по номенклатуре перевозимых наименований от Mediterranean Shipping Company и CMA CGM привели к существенному снижению грузооборота отечественных гаваней на Балтике этой весной.
Определенными цифрами оперировать пока не берется ни один эксперт, однако высказываются предположения о снижении товаропотоков в портах СЗФО на 70%, перевозки сборных грузов в контейнерах также снизятся в несколько раз, так как уходя компании-гиганты забрали и свои контейнеры. Стивидорным компаниям придется затянуть пояса и экономить.