Дальневосточные порты работают на грани коллапса: нехватка инфраструктуры и рост тарифов до 30%
Дальневосточные порты работают на грани коллапса: нехватка инфраструктуры и рост тарифов до 30%
Главной причиной текущего кризиса логистики на Дальнем Востоке стали введённые против России санкции со стороны США, Канады и Евросоюза.
С начала марта крупнейшие мировые перевозчики объявили о прекращении работы по российскому направлению:
Среди них:
- Maersk (Дания),
- MSC (Швейцария),
- MA CGM (Франция),
- Hapag-Lloyd (Германия),
- Yang Ming (Тайвань),
- Hyundai (Южная Корея).
Помимо морских сервисов, этими контейнерными операторами также приостановлены букинги на интермодальных железнодорожных сервисах.
В связи с этим порты Приморского края столкнулись с серьёзными проблемами, но продолжают функционировать, работая в усиленном режиме.
Грузовой ажиотаж в сегодняшних реалиях
На текущий момент грузопотоки многократно превышают возможности портов Дальневосточного региона, что выливается в простаивание судов, которые выстраиваются в очереди на рейде в ожидании разгрузки. Ситуацию усугубляет острая нехватка инфраструктуры и порожнего оборудования. По аналогии с портовиками, в усиленном режиме приходится работать таможенной службе.
Рынок реагирует на повышенный спрос, что приводит к неизбежному росту тарифов на логистику. Сегодня цены та перевозку увеличились в среднем на 20-30%.
Стоит отметить, что по китайскому направлению регулярно осуществляется перевозка грузов жд транспортом, в частности, через Забайкальск или Казахстан. По данным, на начало марта шанхайский индекс контейнерных перевозок составил 4746,98 пункта. В дальнейшем азиатское направление будет использоваться ещё более интенсивно.
Насколько критична морская блокада?
Эксперты утверждают, что у России однозначно остаётся возможность доставки товаров морем, так как с рынка точно не уйдут:
- Китайская компания COSCO, занимающая третье место в ТОП-10 лидирующих контейнерных операторов. Она владеет 480 судами общей вместимостью свыше 3 млн TEU. Её доля на мировом рынке морских контейнерных перевозок составляет 12,3%.
- Российские FESCO и SASCO (Дальневосточное и Сахалинское морские пароходства), имеющие собственные терминалы в крупнейших портах РФ и СНГ.
По вопросу анализа обоснованности роста цен на грузоперевозки и контроля за механизмом ценообразования было созвано совещание глав дальневосточных регионов. Губернаторы также обсудили вопрос о доставке грузов по Северному морскому пути и возможности решения поставленной задачи посредством кредитования с предоставлением субсидий по процентным ставкам. По оценкам специалистов, для эффективной работы портов в условиях возросшего грузопотока необходимо расширять их мощности как минимум вдвое, и вкладываться необходимо.