Активный прирост грузооборота на сети РЖД в связи с глобальной контейнеризацией
Активный прирост грузооборота на сети РЖД в связи с глобальной контейнеризацией
Мировой тренд на контейнеризацию логистического рынка нашёл отражение в статистике контейнерных перевозок России. По результатам первых пяти месяцев 2021 года, прирост объёма грузов самых разных товарных групп, перевезённых в контейнерах железнодорожным сообщением, составил порядка 16 %. По прогнозам замглавы РЖД Алексея Шило, во втором полугодии динамика увеличения грузооборота будет ещё более интенсивной и достигнет 22 %.
За два года количество контейнерных поездов на сети увеличилось вдвое и достигло рекордных цифр — 608 единиц.
Транзитный потенциал доставки грузов вырос:
- за прошлый год — на 38 %,
- в текущем году — на 50 %.
Этот тезис также подтверждают эксперты института проблем естественных монополий (ЕМЕП), отмечая, что контейнерные перевозки в 2021 году значительно превзойдут показатели 2019-2020 гг. и составят около 1,29 млрд тонн.
Факторы, стимулирующие прирост контейнерных перевозок
Своё мнение о перспективах развития грузоперевозок железнодорожным транспортом, в том числе о причинах увеличивающегося спроса на перевозки грузов контейнером жд высказал Александр Слободяник — эксперт ИПЕМ. Специалист считает, что логистический рынок будет стремительно развиваться в перенаправлении грузов из различных видов подвижного состава в контейнеры.
Для этой тенденции есть несколько причин:
- глобальный тренд на контейнеризацию грузоперевозок, позволяющий оптимизировать логистику, упростить транспортные цепочки, повысить сохранность и упростить мультимодальные перевозки, что оценили грузоотправители разных промышленных сфер;
- индексация тарифов на контейнерные перевозки, что повысило привлекательность этого сегмента;
- увеличение скоростного режима контейнерных поездов, который в среднем удерживается в районе 1074 км/сутки, что позволяет проследовать по маршруту «Запад-Восток» менее, чем за 8 суток;
- развитие рефрижераторных контейнерных жд доставок;
- меньшая подверженность железнодорожного транспорта карантинным ограничениям.
Воздействие эпидемии COVID-19
Мировая пандемия отрицательно сказалась на всех сферах грузоперевозок из-за закрытия международных границ и усиления противоэпидемиологических мер, связанных с распространением коронавируса. РЖД, в отличие от доставки груза морским и авиатранспортом, оказалась в более выгодном положении, благодаря своевременному и правильному реагированию её руководства на создавшуюся ситуацию, которое смогло:
- повысить качества обслуживания и уровень сервиса;
- подстроиться под карантинные условия и оптимизировать расходы;
- улучшить железнодорожную инфраструктуру и увеличить парк фитинговых платформ;
- переориентироваться на доставку государственного продовольствия;
- перенаправить грузопотоки на популярные направления.